Взрослые проблемы детских игрушек

 
 
России работают более 500 фирм по производству детских игрушек, однако на отечественном рынке их продукция занимает сравнительно небольшую долю. Кто сегодня основные конкуренты российских компаний на российском рынке, как ведет себя рынок детских игрушек в кризис, каковы перспективы отрасли, текущие события индустрии детских товаров?
 
Март текущего года выдался насыщенным для российских участников рынка индустрии детских товаров (ИДТ). В Москве 1–3 марта прошла 10-я Международная выставка ИТД Kids Russia. На выставке было представлено более 350 экспонентов из двадцати стран мира. Производители и дистрибьюторы детских игрушек, одежды, обуви, товаров для хобби и досуга приняли участие в работе ритейл-центра, где прошло обсуждение актуальных вопросов отрасли. Основная цель мероприятия – налаживание контактов между российскими производителями товаров для детей, розничными сетями и потребительским рынком.
 
Кроме того, с 24 по 27 марта в Санкт-Петербурге проходила XV специализированная Международная выставка «Планета детства», в которой участвовали фирмы из России, Беларуси, Литвы и Японии. Помимо традиционных товаров индустрии были представлены и инновационные разработки.
 
В первый день выставки была организована байерская программа, на которой компании-производители из различных регионов России имели возможность провести более тридцати переговоров за день с сетевыми, розничными и интернет-магазинами, презентовать свою продукцию и договориться о ее поставках. Федеральный сетевой сектор представляли такие известные бренды, как Prisma, X5 Retail, Ашан, «Комус», «Лента», «Леонардо», «Бегемотик», «ВотОнЯ», «Юлмарт» и другие.
 
Осенью 27–30 сентября в Москве в ЦВК «Экспоцентр» пройдет ежегодная выставка «Мир детства». В прошлом году выставка отметила 20-летие, к которому подошла с рекордными показателями: более 18 тыс. посетителей-специалистов из всех федеральных округов России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, 502 экспонента из тридцати стран сделали ее абсолютным российским лидером в области товаров для детей и подростков. На сегодняшний день это самая популярная площадка для презентации новинок и результативного делового общения в детской индустрии, включающая в себя в том числе деловые мероприятия от экспертов отрасли и прямые контакты с торговыми сетями.
 
Такие мероприятия направлены не только на развитие индустрии продукции для детей, но и на повышение доли российских компаний на отечественном рынке. Сейчас здесь диктует условия Китай, который занимает 70 процентов сегмента детских игрушек. За отечественными производителями — 20 процентов, а остальные 10 представлены европейскими товарами.
 
Российские производители конкурируют с азиатскими компаниями в низком и средненизком ценовом сегментах, а с компаниями из Европы – в высоком ценовом сегменте.
 
По подсчетам The NDP Group Россия, доля лицензионных товаров (с изображениями популярных мультипликационных и других персонажей) на рынке игрушек на 2015 год составила 23 процента. Доля продаж игрушек, которые поддерживаются кино-контентом – в России 9,5 процента. Среди лидеров продаж в России второе место занимает отечественный лицензиат «Анимаккорд» («Маша и медведь»), опережая Disney Princess и уступая Star Wars. Однако в то же время в России 56 процентов роста приходится на игрушки с контентом из ТВ, интернета и игр.
 
В целом конкуренцию на рынке детских товаров можно охарактеризовать как высокую, о чем свидетельствует возросшее количество его участников и заполненные полки в магазинах детских товаров. Пришел тот момент, когда предложение догнало спрос, а рост затормозился.
 
По данным Ipsos Comcon (международная компания, занимающаяся маркетинговыми исследованиями), весь рынок детских товаров в России за 2015 год вырос всего на 1,6 процента и составил 516 млрд рублей.
 
«Если в "тучные" годы рынок рос на 15–18 процентов в год и был одним из самых быстроразвивающихся в Европе, то этот год даст рост около 2 процентов. Мы уже сейчас видим, что в натуральном выражении падение рынка составит 5–8 процентов», – подчеркивает Елизавета Земцова из компании «Мир детства».
 
Падение рубля повлияло на уменьшение импорта детских игрушек на 3 процента. В то же время экспорт отечественных игрушек вырос на 14 процентов. По сообщению Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) рост цен на товары данного сегмента достиг 30 процентов.
 
Также негативно влияет на отрасль демографический фактор: рождаемость замедлилась и находится в стадии стагнации, а это снижает спрос на детские товары.
 
В такой экономической ситуации государство готово оказывать поддержку отечественным производителям. Министерство промышленности и торговли РФ предусмотрело механизмы поддержки производителей детских товаров. Это субсидирование до 100 процентов расходов на НИОКР, компенсация части издержек по процентам по кредитам и расходов на информационную поддержку российских производителей на внутреннем и внешнем рынках, развитие индустриальных парков детских товаров.
 
Согласно текущей Стратегии развития ИДТ, доля отечественной продукции на российском рынке должна возрасти до 36 процентов.
08.04.2016
К другим материалам СМИ