Что мешает наладить производство детских и спортивных площадок в Крыму

За последние два года в Крыму в несколько раз увеличился спрос на детские игровые площадки. Вместе с тем местные производители в этом сегменте практически не представлены. Свободную нишу активно занимают заводы с материка. Что мешает крымским предпринимателям организовать собственное производство, узнавала корреспондент "РГ".
 
Фото: Юлия Суконкина/РГ
 
Лицом к детям
 
Вместо проржавевших горок, заросших травой песочниц, сломанных качелей и разбитых турников в детских садах, парках и дворах многоквартирных домов стали появляться новые современные детские площадки и игровые комплексы. Крым взял курс на благоустройство городов и поселков. В этом году под программу развития жилищно-коммунального хозяйства РК в республиканском бюджете заложено 5,5 миллиарда рублей, часть суммы планируют потратить на закупку детских площадок.
 
Особое внимание обустройству детской территории уделяют курортные города полуострова.
 
- Мы перед собой поставили задачу - купить в нынешнем году 28 площадок за счет средств муниципального бюджета, на 14 площадок уже выделены средства - около 20 миллионов рублей, - рассказал "РГ" глава администрации Ялты Андрей Ростенко. - И уже сегодня запланировано дополнительное выделение средств еще на 14 площадок. Еще около семи миллионов ждем от министерства жилищно-коммунального хозяйства РК.
 
По его словам, все площадки будут только от лицензированных производителей. Каждая будет по-своему индивидуальна - с привязкой к местности, где-то - со спортивным уклоном, где-то - исключительно детская.
 
Тендеры также объявили муниципалитеты Керчи, Евпатории, Симферополя и других населенных пунктов.
 
Компании, специализирующиеся на производстве и реализации детских площадок, констатируют: за последние два года спрос на их продукцию в Крыму значительно увеличился.
 
- Активность проявляют городские муниципалитеты, которые занимаются реконструкцией детских садов и школ, - говорит директор ООО "Благо Крым" Антон Тропин.
 
На долю муниципалитетов приходится около 80 процентов заказов, частные лица заказывают не более 10 процентов, остальное - представители санаторно-курортного комплекса, ресторанного бизнеса и меценаты.
 
При этом по наблюдению представителей отрасли, в отличие от других регионов РФ, сегмент баров и ресторанов в Крыму не проявляет особой заинтересованности в оборудовании на своих территориях детских зон.
 
Также не проявляют активность и крымские гостиницы и отели.
 
- Я это связываю с менталитетом крымчан, они готовы вкладывать деньги в строительство зданий, но не готовы тратить на их благоустройство, - отмечает партнер компании "Авен Крым" Сергей Герцев. - В Крыму преобладает семейный отдых, поэтому нужно учитывать интересы всех возрастных категорий, особенно самых "капризных" клиентов. Отсутствие детских площадок может привести к тому, что отдыхающие предпочтут другие курорты, и в следующий раз уже не приедут.
 
Что касается меценатов, то, несмотря на то, что их заказы занимают небольшой процент в общем объеме продаж, покупают детские площадки они не только накануне выборов. В основном они приобретают их для детских домов, больниц и многоквартирных домов.
 
Начали уделять внимание обустройству детских площадок и крымские застройщики. А вот спортивные комплексы с уличными тренажерами в Крыму можно пересчитать на пальцах одной руки. Недавно такой за средства городского муниципалитета был установлен в Симферополе на улице Балаклавской.
 
Дешевле привозить
 
Примечательно, что в Крыму производителей площадок мало. В основном они специализируются на изготовлении отдельных элементов. Одна из причин, по которой производство не процветает, - дорогая аренда земли и производственных площадок.
 
- Наше предприятие специализируется на выпуске корпусной мебели, несколько лет назад мы решили делать детские игровые комплексы из дерева, - говорит директор симферопольского предприятия Александр Иванов. - Но это оказалось нерентабельно: дешевле привезти готовые конструкции из Краснодара. 200 тысяч рублей в месяц за аренду цеха - это много, купить землю и построить на ней свой цех - нереально.
 
В это же время представители заводов с материка утверждают, что открывать свои производства в Крыму в ближайшее время не планируют, поскольку это невыгодно. Вместе с тем они признают, что долгая доставка готовой продукции с материковой части России затрудняет выполнение условий тендера на поставку детских игровых площадок. Дело в том, что нередко заказчики в техническом задании для торгов указывают срок поставки после подписания договора - 15 дней. При этом на изготовление площадки уходит 3-4 недели, еще неделя - на доставку. Ну и, конечно же, дорогая доставка в Крым сказывается на конечной стоимости товара.
 
В целом же эксперты считают производство детских комплексов перспективным направлением для Крыма. В ближайшие 5-10 лет спрос будет расти. Города сейчас активно застраиваются, в каждом из дворов застройщики обязательно предусматривают детскую площадку. Не забывают о детском досуге и муниципалитеты, не исключено, что вспомнят о них и представители санаторно-курортного комплекса.
 
Правильная "горка"
 
В РФ производство детских площадок и комплексов находится под пристальным вниманием. Заводы обязаны получать сертификаты на соответствие детского игрового оборудования требованиям нормативных документов.
 
Вместе с тем по словам представителей компаний, занимающихся реализацией этого оборудования в РК, на территорию полуострова попадает много несертифицированного товара. И очень часто крымчане не требуют у продавцов необходимых документов.
 
- Так происходит потому, что наш крымский потребитель привык при Украине покупать то, что дешевле, не обращать внимание на то, что оборудование должно быть сертифицировано, - поясняет Сергей Герцев. - И не обращать внимания на качество оборудования и необходимость его сертификации. К сожалению, и сейчас есть недобросовестные производители, которые делают площадки из дешевых материалов (невлагостойкая фанера или ДСП) и экономят на лакокрасочных покрытиях. Естественно, такое оборудование стоит дешевле за счет снижения себестоимости, но срок его эксплуатации очень мал - несколько месяцев, и оно подвергает опасности самое ценное - жизнь и здоровье детей. Качественный и безопасный товар не может стоить очень дешево, по причине высоких затрат на расходные материалы.
 
Также не все знают, что качели на жестком подвесе, в отличие от качелей на цепях, запрещены в общественных местах, так как они более травмоопасны.
 
Прямая речь
 
Дмитрий Колобов, директор Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга РФ:
 
- В рамках реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, Минпромторг России ведет системную работу по поддержке отечественных производителей товаров для детства, выпускающих продукцию, отвечающую современным техническим и дизайнерским тенденциям, а также в полном соответствии международным стандартам качества безопасности. Что касается государственной поддержки - независимо от региона деятельности, у предприятий отрасли есть возможность получить от Минпромторга России субсидии на компенсацию затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации инвестиционных проектов. 
26.07.2016
К другим материалам СМИ